Карта сайта

Это автоматически сохраненная страница от 11.03.2013. Оригинал был здесь: http://2ch.hk/b/res/44775598.html
Сайт a2ch.ru не связан с авторами и содержимым страницы
жалоба / abuse: admin@a2ch.ru

Пнд 11 Мар 2013 16:03:29
Экспериментальной психологии тред
Эти знания обязаны улучшить вашу жизнь.


Пнд 11 Мар 2013 16:05:04
Эффект Розенталя
психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Пнд 11 Мар 2013 16:06:07
Эффект Розенталя (2)
Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Пнд 11 Мар 2013 16:07:50
Самоисполняющееся пророчество
это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.

Самоисполняющееся пророчество ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.

Иными словами: предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводит к исполнению предсказания.

Пнд 11 Мар 2013 16:10:09
Эффект доктора Фокса
психологический эффект, заключающийся в том, что прекрасная выразительность лектора может полностью завуалировать для обучающихся бесполезность и вымышленность всего материала лекции, при этом обучающимся будет казаться, что они действительно чему-то выучились[1]. Точнее говоря, имеется корреляция между положительными оценками учащихся слушателей по части качества доклада и степенью импрессивности лектора. Эффект получил это название в 1970 году, когда в медицинской школе Калифорнийского университета был проведён эксперимент, где подготовленный актёр выступил на докладе под именем доктора Майрона Фокса. Содержание доклада было выдержано в научном стиле, однако доклад слабо относился к теме, был незаконченным и содержал противоречивые высказывания[1] и неологизмы. Актёр, ничего не понимающий в теме доклада, выступил выразительно и ярко (импрессивно), завоевав большие симпатии слушателей.

Пнд 11 Мар 2013 16:11:38
Группово±е подкрепле±ние
социальный феномен, процесс, благодаря которому прочное убеждение внутри какой-либо группы (англ. commune) формируется посредством повторения некоторого утверждения (некоторой идеи, концепции) членами этой группы. Процесс происходит вне зависимости от того, были ли проведены соответствующие исследования или подтверждено ли достаточными эмпирическими данными создаваемое убеждение настолько, чтобы быть принятым рациональными людьми. Процесс также независим от истинности или ложности повторяемого утверждения (идеи, концепции). Следовательно, распространённость в группе того или иного убеждения не является свидетельством его истинности или ложности.

Пнд 11 Мар 2013 16:13:30
Эффект первого впечатления
влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.

Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольно. Факторами этого впечатления могут выступать особенности внешнего облика и поведения человека, о котором субъект формирует мнение. Первое впечатление зависит в большой степени и от личностных особенностей самого воспринимающего субъекта и поэтому может быть более обобщенным или конкретным, исчерпывающим или поверхностным, доброжелательным или негативным и т. д.

Эффект первого впечатления причисляют также к ряду ошибок, часто совершаемых исследователями при использовании метода наблюдения наряду с эффектом ореола, эффектом снисхождения, эффектом центральной тенденции, логической ошибкой, эффектом порядка, эффектом контраста, профессиональными, этническими и поло-ролевыми стереотипами.

Пнд 11 Мар 2013 16:15:07
Гало-эффект или Эффект ореола
результат воздействия общего впечатления о чем-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить наделение людей с привлекательной внешностью большими умственными способностями.

Эдвард Торндайк первым привёл экспериментальные доказательства гало-эффекта.

В управлении персоналом гало-эффект является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности.

Пнд 11 Мар 2013 16:16:40
Гало-эффект (2)
Мы автоматически приписываем людям, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Более того, мы не отдаем себе отчета в том, какую большую роль играет физическая привлекательность в нашем восприятии людей.

Большинство из нас признает, что люди, обладающие приятной внешностью, имеют преимущества при социальном взаимодействии. Однако недавно проведенные исследования показали, что мы недооцениваем эти преимущества. Данную реакцию социологи относят к категории так называемых гало-эффектов. Гало-эффект имеет место тогда, когда одна положительная характерная черта какого-либо человека бросается в глаза окружающим и как бы оттесняет на задний план все его другие качества. Психологами получены свидетельства того, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

Исследования показали, что мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Более того, мы не отдаем себе отчета в том, какую большую роль играет физическая привлекательность в нашем восприятии людей. Последствия подсознательного допущения того, что [красивая форма равна прекрасному содержаниюk, порою пугают меня. Например, в ходе анализа федеральных выборов, проводившихся в Канаде в 1974 году, было обнаружено, что внешне привлекательные кандидаты получили в два с половиной раза больше голосов, чем непривлекательные. Однако дополнительные исследования показали, что голосовавшие не осознавали свою пристрастность по отношению к политикам. 73% канадских избирателей, позиция которых являлась предметом изучения психологов, самым решительным образом отрицали, что на их выбор влияла физическая привлекательность кандидатов; только 14% избирателей допускали возможность подобного влияния. Избиратели могут отрицать, что внешние данные кандидатов имеют для них значение, но факты доказывают, что это не так.

Пнд 11 Мар 2013 16:18:22
Гало-эффект (3)
Похожий эффект наблюдается при приеме на работу. По данным одного исследования, на собеседовании внешность соискателя и его манера держаться имели большее значение, чем профессиональные показатели хотя все работодатели утверждают, что внешность не имеет для них никакого значения. Преимущество работников с привлекательной внешностью распространяется и на оплату труда. Данные исследований среди канадских и американских служащих показывают, что труд работников с приятной внешностью оплачивается в среднем на 12-14% выше, чем труд их несимпатичных коллег.

Похожий результат был получен при исследовании, в ходе которого определялось, насколько важен внешний вид претендентов на какую-либо ответственную должность. Во время смоделированных интервью работодатели больше внимания обращали на внешность кандидатов, нежели на их рабочие навыки. Причем проводящие собеседование люди утверждали, что внешность практически не влияла на их решение.

Другое исследование показало, что решения судей во многом зависят от внешнего вида подсудимых. Как теперь выяснилось, люди, обладающие приятной внешностью, имеют больше шансов на снисхождение юристов. Интересное исследование провели психологи из университета в Пенсильвании. В ходе этого исследования оценивалась физическая привлекательность 74 подсудимых мужчин. В результате изучения судебных протоколов было установлено, что красивым мужчинам были вынесены менее суровые приговоры. Фактически привлекательные подсудимые имели в два раза больше шансов избежать тюремного заключения по сравнению с некрасивыми подсудимыми.

Недавно проведенное в Пенсильвании исследование показало, что проведение хирургической операции с целью перевоспитания не всегда дает ожидаемый эффект. Превращение безобразного преступника в более привлекательного не обязательно уменьшит вероятность того, что он совершит другое преступление; оно может лишь увеличить шансы обвиняемого на то, что его за новое преступление не посадят в тюрьму.

В ходе другого исследования рассматривалось поведение судей, выносящих решение по делу, связанному с нанесением ущерба вследствие проявления халатности. Подсудимому, который выглядел симпатичнее, чем его жертва, присуждался штраф в среднем в размере 5.623 долларов; когда же из этих двоих более привлекательной оказывалась жертва, подсудимому присуждался штраф в среднем в размере 10.051 доллара. Таким образом, как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.

Пнд 11 Мар 2013 16:19:29
Продолжай, анон. Алсо реквестирую годной литературы по практическому психоанализу и психотерапии.

Пнд 11 Мар 2013 16:19:47
Гало-эффект (4)
Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда они в ней нуждаются; в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. Представители обоих полов реагируют на привлекательную внешность примерно одинаково. Так, согласно исследованию, проведенному Бенсоном и его коллегами, обладающие приятной внешностью мужчины и женщины получают помощь от представителей собственного пола даже чаще, чем от представителей противоположного пола. Исключение из этого правила имеет место тогда, когда привлекательный человек рассматривается как соперник. Однако очевидно, что в остальных случаях симпатичные люди имеют значительные преимущества. Они больше нравятся окружающим, они более убедительны, им охотнее помогают, их чаще считают обладающими более желательными чертами характера и умными. Похоже, что уже в раннем детстве ребенок получает представление о социальных выгодах, обусловленных красивой внешностью. Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе. Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные одноклассники.

Неудивительно, что ореол физической привлекательности часто используется [профессионалами уступчивостиk. Поскольку нам больше нравятся физически привлекательные люди и поскольку мы склонны уступать тем, кто нам нравится, становится понятно, почему будущих торговых агентов учат хорошо одеваться и правильно себя вести, почему модные модельеры берут на работу в свои магазины симпатичных молодых людей и почему мошенники и мошенницы, как правило, красивы.

Пнд 11 Мар 2013 16:21:57
Гало-эффект (5)
В парфюмерной промышленности с недавних пор стали использовать описанный выше гало-эффект остроумным способом рекламируя его. Базирующаяся в Вашингтоне Ассоциация косметики, парфюмерии и ароматов выделила значительные средства на финансирование исследовательских проектов, целью которых является предоставление потребителям сведений о скрытых выгодах личной красоты. На одной конференции в Нью-Йорке, на которую было приглашено значительное число представителей средств массовой информации, были объявлены результаты [крупного научного исследованияk, доказывающие, что привлекательная внешность имеет очень большое значение. Исследователи заявили, что привлекательные индивиды имеют меньше шансов оказаться осужденными за совершенные преступления, больше шансов получить работу, причем высокооплачиваемую, их с большей долей вероятности будут считать добрыми, интересными и компетентными. Хотя ученым уже давно известны эти факты, теперь информация, видимо, будет распространяться намного быстрее, коль скоро о ней знают и представители косметической индустрии. В их интересах донести эти сведения до как можно большего числа людей.

Замечали ли вы когда-нибудь, что, несмотря на свой привлекательный внешний вид, многие красивые люди, похоже, не разделяют того положительного мнения об их личностных качествах и способностях, которое складывается у сторонних наблюдателей? Исследователи не только подтвердили наличие слабой связи между привлекательностью и самоуважением, но и предложили логичное объяснение. По мнению ряда авторов, люди с красивой внешностью осознают, что положительная оценка их другими людьми основывается не на их действительных достоинствах и способностях, а часто бывает обусловлена гало-эффектом. В итоге у многих красивых людей заметно снижается самооценка.

Пнд 11 Мар 2013 16:24:16
Эффект Барнума или Эффект Форера
общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и других псевдонаук.

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу [У нас есть что-нибудь для каждогоk. Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (Paul Meehl).

Пнд 11 Мар 2013 16:24:41
>>44776434
Бамп.

Пнд 11 Мар 2013 16:28:35
Эффект Форера (2)
Эксперимент Форера
Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера (Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз.

Описание, которое давал студентам Форер
[Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей стабильностьk. (Forer, 1949)

Формулировки Барнума
Описания, подобные процитированному выше, в англоязычной литературе часто называют Barnum statements (формулировки Барнума), и они входят в стандартный репертуар мошенников в сфере астрологии, хиромантии, парапсихологии и т. д.

Факторы, влияющие на эффект
- Субъект убеждён, что описание применимо только к нему.
- Расплывчатость характеристики делает её применимой практически к любому человеку, и это наводит испытуемого на мысли о её справедливости.
- Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
- В описании преимущественно присутствуют позитивные характеристики.

Пнд 11 Мар 2013 16:31:34
Эффект аудитории
влияние постороннего присутствия на поведение человека.

Примеры

+ Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)
+ В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
+ Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются

Пнд 11 Мар 2013 16:31:42
ОП, кончай излагать прописные истины и ответь, пожалуйста, на реквест >>44776434

Пнд 11 Мар 2013 16:35:58
Ахуенная музыка, ахуенный тред.
Много интересного нашел еще давно тут
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_когнитивных_искажений
Так, для разностороннего развития.

Пнд 11 Мар 2013 16:36:22
Сходство
Как известно, большинство людей обладают средней внешностью. Существуют ли другие факторы, которые можно использовать, чтобы добиться расположения? И психологам и [профессионалам уступчивостиk известно несколько таких факторов, одним из которых и одним из самых влиятельных является фактор сходства.

Нам нравятся люди, похожие на нас. Это факт. Причем не имеет особого значения, о каком именно сходстве идет речь о сходстве мнений, личностных качеств, происхождения или стилей жизни. Следовательно, те, кто желает нам нравиться, должны постараться стать в чем-то на нас похожими, тогда им будет легче заставить нас идти на уступки.

Большое значение имеет одежда. Проведенные исследования показали, что мы охотнее оказываем помощь тем, кто одет, как мы. В начале 1970-х годов, когда в моду вошел стиль [хиппиk, был проведен следующий эксперимент. Несколько исследователей, одни из которых были одеты традиционно, а другие в стиле [хиппиk, просили у студентов колледжа 10 центов, чтобы позвонить по телефону. Когда экспериментатор был одет так же, как студент, требование выполнялось более чем в двух третях случаев; когда же студент и требующий были одеты по-разному, студенты давали 10 центов менее чем в половине случаев. Другой эксперимент показал, насколько автоматической может быть наша реакция на похожих на нас людей. Участники антивоенной демонстрации не только охотнее подписывали петицию, предъявлявшуюся им человеком, одетым так же, как и они, но делали это, даже не потрудившись сначала ознакомиться с содержанием данной петиции.

Пнд 11 Мар 2013 16:40:02
Сходство
>>44777102
Я для тебя думаешь стараюсь? Щас добавлю то что интересно мне в этот тред, потом включу любимую музыку и буду изучать. Ах да, потом еще и сохраню тред и буду перечитывать по мере надобности.

Пнд 11 Мар 2013 16:41:57
>>44777461
Спасибо за ссылку, ознакомлюсь.

Пнд 11 Мар 2013 16:44:28
Сходство (2)
Существует и другой способ, к которому часто прибегают требующие с целью вызвать к себе симпатию людей и заставить их пойти на уступки. [Профессионалы уступчивостиk утверждают, что они якобы имеют такие же, как у нас, интересы и происхождение. Продавцы машин, например, внимательно изучают все детали старой машины, сдаваемой в счет оплаты нового автомобиля. Если торговцы найдут в багажнике снаряжение для устройства лагеря, они могут потом походя заметить, что им тоже нравится бывать за городом; если на заднем сиденье лежат мячи для гольфа, продавцы могут выразить надежду на то, что сегодня вечером дождь не помешает им получить удовольствие от игры в гольф; если они обнаружат, что машина была приобретена вне штата, то могут спросить, откуда приехал покупатель, и сообщить с удивлением что он (или его жена) родились там же.

Какой бы тривиальной ни казалась эта уловка, она, похоже, работает. Один исследователь, который изучал отчеты страховых компаний, обнаружил, что клиенты охотнее оформляют страховые полисы, когда агенты имеют те же политические и религиозные взгляды, предпочитают курить тот же сорт сигарет и относятся к той же возрастной группе, что и сами клиенты. Даже незначительное сходство может способствовать возникновению положительной реакции на другого человека. Видимость же сходства легко можно создать искусственно. Поэтому я бы советовал соблюдать особую осторожность в присутствии требующих, которые стараются быть во всем похожими на вас (В еще одной работе приводится дополнительная причина, по которой нам следует быть осмотрительными при общении с похожими на нас требующими: мы обычно недооцениваем степень влияния сходства на наше отношение друг к другу.

Имейте в виду, что многие продавцы только выглядят очень похожими на вас. На специальных курсах торговых агентов учат [зеркально отражатьk позу клиента, его настроение и стиль речи, поскольку такое отражение дает позитивные результаты.

Пнд 11 Мар 2013 16:46:36
Похвалы
Актер Маклин Стивенсон однажды поведал мне, как жена заманила его в [ловушку бракаk: [Она сказала мне, что я ей нравлюсьk. Эта история является одновременно смешной и поучительной. Информация о том, что мы кому-то нравимся, может являться чрезвычайно эффективным средством, вызывающим ответное благорасположение и желание уступать. Так, мы часто слышим положительные отзывы о нас от людей, которые чего-то от нас хотят. Эти люди не скупятся на лестные выражения и претендуют на духовную близость.

Помните Джо Гирарда, [величайшего продавца машинk, который говорил, что секрет его успеха заключается в умении нравиться покупателям? Он делал то, что на первый взгляд может показаться просто нелепым. Ежемесячно Гирард посылал каждому из своих более чем 13 тысяч бывших клиентов поздравительную открытку с теплыми словами. Праздничные поздравления менялись каждый месяц ([С Новым годомk, [С днем Валентинаk, [С Днем Благодаренияk и так далее), но текст самого послания, отпечатанный на лицевой стороне открытки, не менялся никогда. Этот текст был таким: [Вы мне нравитесьk. Джо Гирард говорил: [На открытке больше ничего нет. Ничего, кроме моего имени. Я просто сообщаю людям, что они мне нравятсяk.

[Вы мне нравитесьk. Такое послание приходило людям по почте 12 раз в году с точностью часового механизма. Одинаковые открытки получали 13 тысяч человек. Неужели подобное безличное заявление о симпатии, которое делалось явно с корыстной целью, действительно могло работать? Джо Гирард думает именно так; а мнение человека, настолько преуспевшего в своем бизнесе, как Джо, заслуживает внимания. Джо известна важная особенность человеческой натуры: мы невероятно падки на лесть. Хотя, конечно, и у нашей доверчивости есть пределы иногда мы понимаем, что льстец пытается манипулировать нами, мы, как правило, верим похвале и испытываем симпатию к тем, кто нас хвалит, причем часто даже тогда, когда похвала явно фальшива.

Пнд 11 Мар 2013 16:49:06
Похвалы (2)
Эксперимент, проведенный с группой людей в Северной Каролине, показал, насколько беспомощными мы оказываемся тогда, когда сталкиваемся с лестью. Мужчинам, принимавшим участие в этом исследовании, дали возможность узнать, что говорили о них люди, которые в чем-то зависели от этих мужчин. Одни узнали только положительное, другие только отрицательное, а третьи смесь хорошего и плохого. Исследователи сделали три интересных вывода. Во-первых, больше всего участникам эксперимента понравились те люди, которые их только хвалили. Во-вторых, симпатия к этим людям возникла несмотря на то, что участники эксперимента прекрасно понимали, что льстецы стремились извлечь выгоду из их благорасположения к ним. Наконец, в отличие от всякого рода критических замечаний, похвале не обязательно быть точной, чтобы действовать. Одобряющие замечания вызывали расположение к льстецу и тогда, когда они были верными, и тогда, когда они были неверными.

Очевидно, мы склонны автоматически реагировать на похвалы. Поэтому мы можем оказаться жертвами любого, кто использует их с целью добиться нашего расположения. С этой точки зрения ежегодная рассылка более 150 тысяч открыток [Вы мне нравитесьk представляется не такой уж нелепой.

Пнд 11 Мар 2013 16:52:29
Контакт и взаимодействие
В большинстве случаев нам нравится то, что нам знакомо. Чтобы проверить это, проведите эксперимент. Возьмите негатив фотографии, которая показывает полностью ваше лицо, и сделайте с его помощью пару отпечатков один, показывающий, как вы выглядите на самом деле, и другой, показывающий [зеркальныйk образ (левая и правая стороны вашего лица при этом поменяются местами). Теперь решите, какая [версияk вашего лица нравится вам больше, а затем попросите сделать выбор вашего лучшего друга. Скорее всего, произойдет нечто странное: ваш друг предпочтет [правильныйk отпечаток, а сами вы окажете предпочтение зеркальному образу. Почему? Потому что вы оба будете положительно реагировать на знакомое лицо ваш друг на то, которое видит он, а вы на то, которое каждый день видите в зеркале.

Фактор знакомства играет важную роль при решении самых разных вопросов, включая политические. Похоже, избиратели часто отдают предпочтение какому-либо кандидату просто потому, что его имя кажется им знакомым. Во время выборов, проводившихся несколько лет тому назад в Огайо, человек, имевший мало шансов выиграть в борьбе за пост главного прокурора штата, одержал победу лишь потому, что незадолго до выборов сменил свою фамилию на фамилию Браун члены семейства Браун имели большой авторитет у жителей Огайо.

Как может случаться подобное? Попробуем ответить на этот вопрос. Мы часто не осознаем, что на нашу точку зрения на какой-либо предмет или явление влияет то, сколько раз мы с ним сталкивались в прошлом. Был проведен интересный эксперимент. Испытуемым показывали на экране лица нескольких индивидов в очень быстром темпе, так что позже испытуемые не могли их узнать. Однако чем чаще лицо какого-либо человека мелькало на экране, тем чаще испытуемым нравился именно этот человек, когда они вступали в последующее взаимодействие. А поскольку расположение способствует оказанию социального влияния, слова индивидов, чьи лица появлялись на экране чаще других, казались испытуемым наиболее убедительными.

Пнд 11 Мар 2013 16:55:16
Контакт и взаимодействие
понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется [внешний локус контроляk (экстернальность). Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека.

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется [внутренний локус контроляk (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п. Люди, которые считают себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха. Но так же склонны больше испытывать чувства вины за события, которые с ними происходят.

[Локус контроляk называют также [локализацией контроля волевого усилияk.

Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например [к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего заданияk, [задание было плохо написано на доскеk и т. п.), а обладая внутренней на внутренние (например [я не успел должным образом подготовиться к предметуk, [я так и не смог найти решение задачиk, [этот предмет мне неинтересенk, и т. п.).

Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга.

Пнд 11 Мар 2013 16:56:53
Фундаментальная ошибка атрибуции
в социальной психологии склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой [внутренней диспозициейk), а собственное поведение внешними обстоятельствами (так называемой [внешней диспозициейk).

Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что [вчера спать лег поздноk.

Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают [он умныйk, причиной собственного успеха называют [я всю ночь не спал, хорошо подготовилсяk или [мне повезлоk.

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

Ложное согласие представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном.
Неравные возможности игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией.
Игнорирование информационной ценности неслучившегося несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.
Большее доверие к фактам, чем к суждениям это обусловлено механизмом [фигура фонk
Лёгкость построения ложных корреляций черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

На неё также оказывает влияние локус контроля.

Пнд 11 Мар 2013 16:57:21
>>44777725
Когда, и если сохранишь нить, выложи её тут же, ибо вещи интересные, может буду своей псевдоинтеллигентностью, как бабуин задницей, перед знакомыми сверкать.

Пнд 11 Мар 2013 17:00:08
Эффект Плацебо
Плацебо - вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.

Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств [леченияk например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения "лекарства" (что так же вызывает нежелание индивида принимать ошибку о напрасности потраченных усилий, денег), степени доверия врачу, авторитета клиники.

Механизм эффекта

Эффект плацебо основан на лечебном внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания ([не верюk) преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата. Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо повышение общего иммунитета, [защитных силk человека.

Степень проявления эффекта плацебо зависит от уровня внушаемости человека и физиологической возможности образования необходимых химических соединений.

Пнд 11 Мар 2013 17:02:04
>>44777725
А, то есть ты не специалист, решивший поделиться с аноном годнотой, а просто делаешь подборку инфы для себя? ОК. Тогда совет - изучи для начала фундамент, базу, а потом уже переходи к следствиям, которые ты репостишь ИТТ.

Пнд 11 Мар 2013 17:03:27
Эффект Ноцебо
Ноцебо - явление гораздо менее изученное чем плацебо и значительно реже встречается в клинической практике. Термин ноцебо произошел от латинского noceo - вредить. Эти термином обозначачают нечто не обладающее реальным действием, но вызывающее какие либо негативные реакции у человека, вплоть до его гибели.

Существует много примеров действия ноцебо. Сообщается о случаях смерти пациентов, которым был неправильно установлен смертельный диагноз. К сожалению ошибка обнаруживалась только на вскрытии. Сложности в изучении эффекта ноцебо возникают из-за этических требований, запрещающих проводить вмешательства, которые могут принести вред испытуемым. Но все-таки ученые изучают это явление. Так в одном исследовании на волонтерах изучали связь между использованием мобильного телефона и головной болью. Некоторые из исследуемых жаловались на головную боль даже тогда, когда вместо телефона (без их ведома) им давали его имитацию.

Лекарственные препараты тоже могут играть роль ноцебо. Так пациенты иногда сообщают о неожиданных и нехарактерных для данного лекарства побочных эффектах, которые не могут быть объяснены механизмом действием препарата. Можно выделить несколько факторов, связанных с увеличением числа побочных эффектов. К ним относятся: ожидание пациента определенных побочных реакций еще в начале лечения, предыдущий опыт лечения этими препаратами и, особенно, личностные особенности пациента.

Несмотря на недостаточность знаний о физиологической основе действия ноцебо, некоторые данные все же имеются. Было показано, что у пациентов, ожидающих усиления боли, усиливается тревога. Это приводит к активации холецистокиниа и усиливает боль. Такая реакция создает порочный круг тревоги и боли, что может быть объяснением эффекта ноцебо. Дофаминергическая и опиодная системы так же играют роль в развитии эффекта плацебо или ноцебо.

Эффект ноцебо имеет важное значение для клинической практики. Следует определить, кто из пациентов подвержен риску развития ноцебо эффекта. В общении с такими пациентами следует особенно тщательно выбирать слова и термины, чтобы не ухудшшить их состояние. А при развитии неспецифических побочных эффектов, следует иметь в виду, возможный ноцебо эффект и учитвать это при дальнейшем лечении.

Плацебо и ноцебо - это две стороны одной медали. Какая из них проявится в каждом конкретном случае, зависит от ожиданий пациента, т.е. от того какой прогноз он сам себе сделает. А характер этого прогноза во многом зависит от грамотности врача.

Пнд 11 Мар 2013 17:07:07
Эффе±кт ло±жного консе±нсуса
это склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Иными словами, люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами. Эта предполагаемая корреляция, не подтверждающаяся данными статистики, вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Такое логическое заблуждение затрагивает группу людей или отдельных личностей, предполагающих что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

Эта предвзятость часто присутствует в групповой среде, где один человек думает что коллективное мнение их группы совпадает с мнением большинства. Поскольку члены группы достигают консенсуса и редко сталкиваются с теми, кто спорит с этим, они имеют склонность считать что все думают таким же образом.

Кроме того, сталкиваясь со случаями, когда этот консенсус отсутствует, люди часто полагают что те, кто не соглашается с ними, являются в чем-то неполноценными.

Единой причины для этого когнитивного искажения нет; предполагается, что лежащими в основе факторами являются эвристика доступности (англ. availability heuristic) и завышение самооценки (англ. self-serving bias), по крайней мере отчасти. Также за этим феноменом может скрываться защитный механизм.

Эффект ложного консенсуса может быть противопоставлен [феномену множественного невежестваk (англ. pluralistic ignorance), который характеризуется тем, что люди про себя презирают, но на публике поддерживают норму (или верование). Напротив, при эффекте ложного консенсуса люди считают что большинство других думают так же как они, хотя на самом деле большая часть не думает так же (и открыто выражает свое несогласие). К примеру [феномен множественного невежестваk может заставить студента пить алкоголь в неразумных количествах, потому что он считает что ВСЕ это делают, хотя на самом деле все остальные тоже хотели бы избежать пьянок, но никто не высказывает такие мысли, из-за страха быть отверженным. Эффект ложного консенсуса в той же ситуации может означать, что студент верит что большинству остальных нравится пить алкоголь в больших количествах, в то время как им на самом деле не нравится и они открыто говорят об этом.

Пнд 11 Мар 2013 17:07:14
Я еще не успел прочитать тред, но уже благодарю опа за его создание.

Пнд 11 Мар 2013 17:09:13
Быдлопсихология, читайте книжки лучше, а этот тред на помойку.

Пнд 11 Мар 2013 17:10:21
>>44779895
Дарью Донцову например.

Пнд 11 Мар 2013 17:11:23
Экспериме±нты А±ша
опубликованные в 1951 году, были серией исследований, которые внушительно продемонстрировали власть конформизма в группах.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были [подсадными уткамиk, а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства.

Участники (реальные подопытные и [подсадные уткиk) были усажены в аудитории. В задачу студентов входило объявление вслух их мнения о длине нескольких линий в ряде показов. Их спрашивали, какая линия была длиннее, чем другие, и т. п. [Подсадные уткиk давали один и тот же, явно неправильный ответ.

Когда подопытные отвечали правильно, многие из них испытывали чрезвычайный дискомфорт. При этом 75 % подопытных подчинились существенно ошибочному представлению большинства по крайней мере в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37 %, в контрольной группе один ошибочный ответ дал только один человек из 35-ти. Когда же [заговорщикиk не были единодушны в своём суждении, подопытные гораздо чаще не соглашались с большинством. Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, ошибка падала более чем в четыре раза. Когда кто-то из подставных давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма [третьего мненияk.

Пнд 11 Мар 2013 17:13:57
Изучение беспомощности
Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В ходе специальных экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.

Позже оказалось, что как собаки, так и люди вели себя беспомощно в одной ситуации после нескольких безуспешных попыток избежать неприятной ситуации, даже когда человек ещё может что-то изменить. Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с нежеланием человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния. Этот феномен он назвал [синдромом выученной беспомощностиk.

Однако не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Так Селигман пришёл к открытию [феномена сознательного оптимизмаk, способности человека влиять на своё мышление и через него на своё поведение.

Позитивная психология

В отличие от традиционной психологии, которая занимается в основном коррекцией психических отклонений, позитивная психология изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями.

Представители гуманистической психологии, такие, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс в своё время развивали подобную психологическую теорию, но без полноценных научных исследований их теория так и осталась теорией. Исследования нового поколения психологов под руководством Мартина Селигмана стали базироваться уже не столько на гипотезах, сколько на научных экспериментах, позволяющих лучше понять такие феномены, как счастье, позитивное мышление, оптимизм и удовлетворённость жизнью.

Пнд 11 Мар 2013 17:15:48
>>44779963
Ну тебе только донцову и читать.

Пнд 11 Мар 2013 17:19:15
Феномен "Нога в дверях"
Большинство из нас могут припомнить случаи, когда, согласившись помочь осуществить какой-нибудь проект или посодействовать какой-нибудь организации мы, в конечном счете, оказывались вовлеченными в это дело намного сильнее, чем нам хотелось. После чего мы давали себе зарок никогда не поддаваться впредь на такие уговоры.

Как же это происходит? Если мы желаем получить от кого-либо существенную помощь, для начала надо побудить их к маленькой любезности, уступке. Причем эта уступка должна быть добровольной и публичной. Выяснилось, что когда люди публично принимают на себя какие-либо обязательства, они начинают сильнее верить в то, что делают.

Таким образом, феномен [нога в дверяхk это тенденция поведения людей, согласившихся вначале на необременительную просьбу и вынужденных потом уступать более серьезным требованиям. Часто этот феномен называют техникой заманивания или тактикой малых уступок.

Особенно успешно этот феномен используется в торговле, в сфере обслуживания, в управлении. Психолог Р. Чальдини со своими сотрудниками показал, как феномен [нога в дверяхk реализуется при продаже автомобилей. После того как покупатель решается приобрести новый автомобиль из-за его выгодной цены и начинает оформлять документы на покупку, продавец вдруг отменяет денежные скидки и требует дополнительной оплаты за то, что, по мнению покупателя, входит в общую стоимость. Или же якобы обращается за советом к боссу, который запрещает оформление сделки, заявляя, что [нам это невыгодноk. В результате покупатель согласен заплатить (и платит) сумму, большую первоначальной.

В народе говорят, что в настоящее время большинство покупателей после серии пошаговых уступок готовы пойти на приобретение товара по завышенной цене, на что они вряд ли согласились бы в самом начале покупки. Авиакомпании, туристические агентства и администрации гостиниц и баз отдыха также успешно пользуются этой тактикой, привлекая внимание потенциальных клиентов наличием мест, путевок, номеров по заниженным ценам и надеясь на то, что потом те, ради улучшения своих условий, согласятся заплатить больше.

Зачастую к такой тактике прибегают и руководители. Здесь и написание подчиненными каких-то обязательств, планов, сроков, которые уже самим фактом собственноручного написания обязывают их строже подходить к исполнению своих обязанностей; и постепенное [втягиваниеk подчиненного в работу привлекательными условиями, за которыми не всегда проглядывает сложность и противоречивость процесса деятельности; и постановка на первом этапе ряда абстрактных вопросов, типа [Нужно ли добросовестно и с отдачей работать в родной организации?k, [Следует ли постоянно стремиться к повышению качества продукции?k и др., на которые человек может ответить только утвердительно.

Пнд 11 Мар 2013 17:23:02
Эксперимент Розенхана
известный эксперимент, проведённый в 1973 году в США психологом Дэвидом Розенханом и поставивший под сомнение надёжность психиатрической диагностики. Его результаты опубликовал журнал Science в статье [Психически здоровые на месте сумасшедшихk. Данная публикация считается важной и значимой критической статьей о психиатрических диагнозах.

Эксперимент Розенхана проходил в два этапа. Первый этап включал привлечение психически здоровых [псевдопациентовk, которые симулировали наличие непродолжительных слуховых галлюцинаций с целью попасть в 12 различных психиатрических больниц, расположенных в пяти различных американских штатах. Все они были госпитализированы, и у всех них были выявлены психические расстройства. После госпитализации псевдопациенты вели себя адекватно и сообщали персоналу о том, что чувствуют себя хорошо и уже не испытывают никаких галлюцинаций. Тем, кто работал в больнице, не удалось выявить ни одного псевдопациента, и они, напротив, полагали, что у всех псевдопациентов обнаруживается симптоматика протекающего психического заболевания. Некоторые из них провели в условиях изоляции несколько месяцев. Всех их заставили признать наличие психического заболевания и согласиться принимать антипсихотические препараты это было условием их выхода из психиатрической больницы.

Второй этап эксперимента состоял в том, что перед персоналом психиатрической больницы ставили задачу выявить симулянтов. Персонал ошибочно принял за симулянтов значительное количество реальных больных.

Этот эксперимент дал основание сделать следующий вывод: [Очевидно, что в психиатрических больницах мы не можем отличить здоровых от нездоровыхk, а также продемонстрировал опасности, связанные с необоснованной стигматизацией и нивелированием личности в психиатрических учреждениях. Эксперимент Розенхана сформировал мнение, что осознанию и решению социально-психологических проблем, выявленных посредством этого эксперимента и свойственных психиатрическим учреждениям, могут способствовать обучение их работников и создание общественных служб психиатрической помощи, для которых работа с психическими и поведенческими отклонениями была бы приоритетнее задачи выставить психиатрический диагноз.

Пнд 11 Мар 2013 17:28:19
>>44779895
Удвою. Всё это конечно интересно, но без понииания механизмов, вызывающих все эти эффекты, практическая ценность всего этого стремится к нулю.

Пнд 11 Мар 2013 17:32:12
>>44781151
Почему? Человек может управлять машиной не понимая ее механизмов, так? Или водители автобусов должны изучать физику для понимания того как правильно управлять транспорным средством?

Пнд 11 Мар 2013 17:35:31
Эксперимент Розенхана (2)
Эксперимент с привлечением псевдопациентов

Сам Розенхан и семь его психически здоровых коллег, которых условно назвали [псевдопациентамиk, пытались попасть в психиатрические больницы, добиваясь приёма у врача и сообщая о симулируемых слуховых галлюцинациях. Работникам больницы ничего не было известно о проведении данного эксперимента. Группу псевдопациентов составляли три психолога, один студент, обучавшийся в магистратуре по психологии и не достигший 30 лет, педиатр, психиатр, художник и домохозяйка. Ни на кого из них истории болезни в психиатрической больнице не имелось. Псевдопациенты пользовались псевдонимами, и тех из них, кто работал в области психиатрической помощи, трудоустроили на фиктивную работу в другой сфере, чтобы избежать возможных проблем, связанных с психиатрическим лечением или наблюдением. За исключением вымышленных имён и сведений о трудоустройстве, все предоставляемые в последующем биографические сведения были достоверными.

При предварительном психиатрическом освидетельствовании каждый псевдопациент сообщал, что слышит принадлежащие людям его же пола голоса, которые зачастую неразборчивы, но произносят, как ему кажется, слова [пустойk, [полыйk, [бухk (англ. empty, hollow, thud) и ничего больше. Эти слова были выбраны ввиду того, что отчасти содержали признаки определённого экзистенциального кризиса, а опубликованной литературы, которая позволила бы считать эти проявления симптомами психоза, не было. Ни о каких других симптомах психических расстройств не сообщали. Псевдопациентам было дано указание в случае госпитализации вести себя адекватно и сообщить, что они чувствуют себя хорошо и уже не слышат голосов. Полученные после эксперимента больничные записи указывают на то, что все псевдопациенты характеризовались персоналом как дружелюбные и отзывчивые.

Все они были госпитализированы в 12 разнесённых по разным районам Соединённых Штатов психиатрических больниц, среди которых были обветшавшие и скудно финансируемые государственные больницы в сельских районах, городские больницы, находившиеся в ведении университетов и пользовавшиеся заслуженной известностью, а также одна частная больница, где лечение было платным и недешёвым. Несмотря на то, что предъявлялись жалобы на одни и те же симптомы, 11 псевдопациентам, госпитализированным в государственные психиатрические больницы, был выставлен диагноз [шизофренияk, а одному пациенту, принятому в частную больницу, выставили диагноз, внушавший больший оптимизм при более обнадеживающем клиническом прогнозе, [маниакально-депрессивный психозk. Сроки их пребывания в психиатрических больницах варьировались от 7 до 52 дней и в среднем составляли 19 дней. Все они были выписаны с диагнозом [шизофрения в стадии ремиссииk, который Розенхан принимает за доказательство того, что психическое заболевание воспринимается скорее как необратимое состояние, чем как излечимое заболевание, из-за чего создаётся пожизненная стигма.

Несмотря на то, что регулярно и открыто обсуждались детальные записи, касавшиеся особенностей поведения персонала и пациентов, персонал больницы не выявил среди псевдопациентов ни одного симулянта, тогда как многие другие пациенты психиатрической больницы, казалось, могли уверенно распознать в них симулянтов. При первых трёх госпитализациях 35 из всех 118 пациентов высказали подозрение, что псевдопациенты здоровы, и определённую догадку, что эти пациенты являются исследователями или журналистами, проводящими в больнице исследование.

Пнд 11 Мар 2013 17:37:39
>>44781365
Если водитель управляет машиной, не зная её устройства, то в критической ситуации (тормоза/сцепление отказали, например), он нихера не сможет сделать. Потому что для него руль - штука, которая поворачивает колеса, педаль газа - штука, которая ускоряет машину. Ты несколько путаешь понятия. Психологу не нужно знать генную инженерию и биологию, как в случае с водителем и физикой, но вот понимать, из-за чего тот или иной эффект проявляет себя таки необходимо. Хотя бы для того, чтобы не лепить шаблонные диагнозы налево и направо.

Хотя для общего развития достойная инфа, спасибо

Пнд 11 Мар 2013 17:44:42
Эксперимент Розенхана (2)
>>44781690
Можешь посоветовать что-нибудь почитать на эту тему?

Пнд 11 Мар 2013 17:45:18
>>44782100
Увы, нет. Я вообще электрик, мимопроходил.

Пнд 11 Мар 2013 17:46:56
Эксперимент Розенхана (3)
Перед псевдопациентами ставили задачу покинуть больницу самостоятельно, добившись, чтобы их выпустили из больницы, хотя был нанят юрист, с которым можно было связаться в экстренных ситуациях, когда станет ясно, что псевдопациентов не выпустят из психиатрической больницы по их первому требованию. Сразу после госпитализации и освидетельствования псевдопациенты лишились возможности покинуть психиатрическую больницу до тех пор, пока в присутствии психиатров не признали себя психически больными и не согласились принимать антипсихотические препараты, которые, впрочем, выкидывали в унитаз. Никто из персонала не заметил, что псевдопациенты выбрасывали выдававшиеся им препараты в унитаз. Псевдопациенты сообщали, что реальные пациенты делали то же самое.

Розенхан и другие псевдопациенты сообщали, что в психиатрической больнице их мучили непреодолимое ощущение утраты себя, бесцеремонное вторжение в их личное пространство и тоска. Их вещи выборочно проверяли, и эти проверки нередко происходили, когда псевдопациенты отлучались в туалет. Они сообщали, что несмотря на порядочность персонала, он в основном относился к пациентам как к вещам и не придавал значения их личности, зачастую подробно обсуждая пациентов в их присутствии, как будто их рядом не было, и избегая прямых контактов с пациентами, кроме тех случаев, когда непреложно требовалось исполнить формальные обязанности. Некоторые лица из обслуживающего персонала были склонны к грубым действиям и высказываниям в отношении пациентов, когда другие работники отсутствовали. Один врач сказал своим студентам о группе уставших пациентов, стоявших у столовой в ожидании ланча, что они испытывают психиатрические симптомы [повышенной оральной чувствительностиk. Контакт с врачами в среднем длился 6,8 минут в день.

Все действия и высказывания псевдопациентов воспринимались персоналом через призму представлений о психическом заболевании. Больничные записи свидетельствуют о том, что персонал рассматривал поведение псевдопациентов исключительно в психиатрических нозологических категориях. Например, некая медсестра обозначила то, что один псевдопациент делает записи, как графоманию и сочла это проявлением патологии. Биографическим сведениям, предоставленным пациентами и не содержащим признаков патологии, в больничных записях придали новый вид согласно тому, что было известно о шизофрениках из некогда господствовавших теорий об этиологии шизофрении. На основании полученных результатов Розенхан сделал следующий вывод:

Данные свидетельствуют об огромной роли стигматизации в психиатрической диагностике. Нет ничего, что единожды заклеймённый шизофреником псевдопациент может сделать, чтобы преодолеть эту стигму. Стигма основательно окрашивает впечатления других о нём и его поведении.


Эксперимент без привлечения псевдопациентов

Данный эксперимент Розенхан поставил в хорошо известной больнице, располагавшей собственной исследовательской и учебной базой. Её работники были ознакомлены с результатами предыдущего эксперимента, но утверждали, что в их учреждении подобные ошибки повториться не могут. Розенхан договорился с этими людьми о том, что до истечения трёх месяцев в психиатрическую больницу попытаются попасть один или несколько из псевдопациентов, чтобы оценка каждого пришедшего пациента производилась с учётом вероятности, что он может быть симулянтом. Среди 193 пациентов сочли симулянтами 41 человека и ещё 42 человека заподозрили в симуляции. В действительности, однако, Розенхан вообще не направлял в эту больницу псевдопациентов, и все пациенты, заподозренные больничным персоналом в симуляции, были больными. На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что [никакая диагностика, которая слишком легко приводит к значительным ошибкам данного рода, не может быть очень надёжнойk. В исследованиях других специалистов были получены аналогичные результаты, свидетельствующие о ненадёжности психиатрической диагностики.

Пнд 11 Мар 2013 17:51:45
Эксперимент Милгрэма
Эксперимент 1974 года Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта - якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. "Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали "демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель" уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать "ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста". По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен. Результаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450 вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль. Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы. Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам. В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Пнд 11 Мар 2013 17:52:06
>>44781690
>Если водитель управляет машиной, не зная её устройства, то в критической ситуации (тормоза/сцепление отказали, например), он нихера не сможет сделать. Потому что для него руль - штука, которая поворачивает колеса, педаль газа - штука, которая ускоряет машину. Ты несколько путаешь понятия. Психологу не нужно знать генную инженерию и биологию, как в случае с водителем и физикой, но вот понимать, из-за чего тот или иной эффект проявляет себя таки необходимо. Хотя бы для того, чтобы не лепить шаблонные диагнозы налево и направо.
Удвою, лол. А то забавно порой наблюдать диванных "психоаналитиков" (сам я от них, впрочем, недалеко ушёл), с умным видом оперирующих всякими проекциями и интроверсиями, причём зачастую вообще не в ту степь. Не говоря о "диагнозах" по трём фактам о себе.

Пнд 11 Мар 2013 17:56:12
>>44782100
В качестве энтрилевела глянь Мак-Вильямс, "Психоаналитическая диагностика". Ну и классика типа Фрейда, Юнга. (Этих читать с осторожностью, современная парадигма психотерапии в некоторых местах с ними расходится).

Пнд 11 Мар 2013 18:01:21
Теория разбитых окон (1)
Теория разбитых окон теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном (J. Q. Wilson) и Джорджем Келлингом (G. L. Kelling) в 1982 году [1]. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции [приличныйk городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.
Теория нашла широкое применение на практике сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и т.д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.
Многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.
Социологами Гронингенского университета (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон

Пнд 11 Мар 2013 18:05:21
Теория разбитых окон (2)
Эксперимент 1

Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где гронингенцы, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами [Желаем всем счастливых праздников!k и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий как их соблюдение.

Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило не сорить на улицах.

Эксперимент 2

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак [Вход воспрещен, обход в 200 м справаk, а также объявление [Запрещается пристегивать велосипеды к заборуk. Опыт опять проводили в двух вариантах: [порядок соблюденk и [порядок нарушенk. В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации [порядок соблюденk в дырку пролезли только 27 % автовладельцев, а в ситуации [порядок нарушенk 82 %.

Эксперимент 3

Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление [Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележкиk. В ситуации [порядок соблюденk на парковке не было тележек, в ситуации [порядок нарушенk там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй 58 %.

Эксперимент 4

Четвертый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки [нарушения норм другими людьмиk были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Эксперименты 5 и 6

В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации [порядок соблюденk почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации [порядок нарушенk либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6).

В ситуации [порядок соблюденk только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).

Пнд 11 Мар 2013 18:11:11
Эффект Зейгарник
один из самых известных в психологии эффектов, из тех, что есть в любом учебнике общей психологии. Заключается он в том, что мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали, не закончив. Обнаружила эффект наша соотечественница Блюма Вульфовна Зейгарник.

Это произошло в 20-е годы прошлого века, в Берлинском университете, где Блюма Зейгарник училась у известного психолога Курта Левина. В том же университете преподавали более известные в те времена психологи и классики гештальт-психологии Вольфганг Келер, Курт Коффка, Макс Вертгеймер, но они занимались философией, теорией, изучали отдельные эффекты восприятия. Курта Левина же всегда интересовала личность человека, мотивы поведения - почему он ведет себя так, а не иначе.

Левин щедро делился знаниями со своими студентами, поддерживал их научные поиски. В своих воспоминаниях Блюма Вульфовна описывает его как человека, полностью поглощенного наукой, [рассеянного профессораk, который может обсуждать пришедшие в голову мысли в самом неподходящем для этого месте, например, в галантерейном магазине. Однажды новая идея возникла при переходе улицы и Левин, прикрепив свой блокнот к борту грузовика, начал было ее записывать, но едва не упал, когда грузовик внезапно тронулся. Кстати, идею, которую Левин с риском для жизни так старался запечатлеть, позже подтвердил один из его учеников в своем эксперименте.

Пнд 11 Мар 2013 18:13:49
ОП ты можешь дать ссылку на статью? Я не могу так читать, мне проще в fb2 переформатировать и читать.

Пнд 11 Мар 2013 18:16:20
>>44775598
Спасибо, анон.

Пнд 11 Мар 2013 18:17:49
>>44783432
>наша соотечественница
>Блюма Вульфовна Зейгарник
>наша соотечественница

Пнд 11 Мар 2013 18:24:02
Эффект Зейгарник (2)
Подобная история произошла и с Зейгарник. Идея ее эксперимента возникла у Курта Левина тоже не в самом академическом месте в небольшом берлинском кафе, где он вместе со своими студентами часто бывал, обсуждая научные проблемы. Материал для экспериментов можно найти везде, считал Курт Левин. И обратил внимание на поведение официанта, который легко запоминал то, что заказывали его клиенты. Но как долго официант может помнить заказы своих клиентов?

Попросив официанта подойти, Левин уточнил у него, что заказали клиенты, сидящие у окна. Официант легко вспомнил заказ этой пары. Но вспомнить, что ели другие клиенты, которые уже расплатились и направлялись к выходу, оказалось для официанта более сложной задачей. Он начал перечислять и запутался. Почему так произошло? Зейгарник предположила, что после того, как клиенты расплатились, у официанта уже больше нет необходимости помнить заказ, но пока этого не произошло, он должен держать все в голове. По всей видимости, человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия.

Идея была замечательной, но необходимо было ее развить и получить экспериментальное подтверждение. Этим и занялась Зейгарник. Во время опыта испытуемому предлагали выполнять несколько различных заданий. Рядом сидела Зейгарник и периодически, под разными предлогами прерывала выполнение некоторых заданий. Она делала это специально, но испытуемые об этом не знали, полагая, что просто происходят небольшие накладки. Количество завершенных и незавершенных заданий было одинаковым. После окончания эксперимента все задания убирали из поля зрения испытуемого, а потом, как бы случайно, его просили припомнить, что это были за задания. Здесь и обнаружилось, что испытуемые лучше запомнили те действия, выполнение которых было прервано. Причем разница оказалась довольно большой, незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше, чем завершенные.

Пнд 11 Мар 2013 18:37:19
Эффекта Рингельмана
Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.

Специалисты по менеджменту сформулировали множество полезных рекомендаций относительно того, как создание командного духа способствует эффективности работы. Недостаток всех подобных рекомендаций в том, что, будучи поняты слишком буквально (а значит -односторонне), они рискуют привести к противоположному результату. Ибо у любой медали есть оборотная сторона.

Психологам давно известно парадоксальное явление, получившее название эффекта Рингельмана. Первые опыты, в которых был выявлен этот эффект, относятся к 1927 г. Тогда в ходе экспериментов с поднятием тяжестей в группах разной величины было обнаружено, что по мере увеличения количества участников происходит постепенное снижение средних индивидуальных вкладов в итоги групповой работы. Так, если продуктивность одного человека, поднимающего штангу, принять за 100%, то двое в среднем "в четыре руки" преодолевают не в два раза больший вес, а лишь 93% от суммы весов, которые могут поднять два человека по отдельности. КПД индивида в группе из трех человек составит уже 85%, а в группе из восьми человек - только 49%.

Точно так же при решении задачи на перетягивание каната каждый из участников сравнительно небольшой по величине команды прилагает больше усилий, чем каждый из членов многочисленной команды, то есть суммарная сила команды возрастает не в прямой зависимости от количества участников, а криволинейно. При увеличении группы от 1 до 1 2 человек средние усилия, прилагаемые каждым, уменьшаются примерно на 10%.

Разбираясь с загадками этого эффекта, ученые вынуждены были поставить вопрос: "Существуют ли такие условия, при которых группа как целое способна превзойти сумму достижений отдельных ее членов?" Увы, удовлетворительный ответ не найден до сих пор. Зато примерно понятны скрытые мотивы, приводящие к снижению результатов. Предоставленный сам себе, человек вынужден отвечать на вопрос: "Если не я, то кто?" В группе ответ видится простой: "А товариш,и на что?" Перестав ощущать исключительную ответственность за конечный итог, почти любой человек подчиняется закону экономии энергии: "Что недоделал я, восполнят другие".

Проповедь крайнего индивидуализма во всем мире давно вышла из моды, потому что в современных условиях почти в любой сфере (за исключением разве что искусства) невозможно добиться выдающихся результатов в одиночку. Но надо и отдавать себе отчет, что культивируемый командный дух, помноженный на эффект Рингельмана, не обещает высоких свершений.

Вероятно, преодолеть негативную тенденцию можно было бы, как и во многих прочих случаях, за счет компромисса. А именно: при всех плюсах коллективной работы индивидуальную мотивацию тоже не стоит сбрасывать со счетов. Поощряя сплочение командных рядов, нелишне подчеркнуть и личную ответственность каждого работника за конкретный участок работы. Каждый должен сознавать: не доделанное им другие не восполнят. Это почти невозможно в коллективе, состоящем из безликих "винтиков". Поэтому культивирование индивидуальных достоинств каждого работника должно превратиться в важнейшую задачу управления персоналом. Как мудро заметил академик Аганбе-гян: "Хорошую голову ничем заменить нельзя". Когда работник чувствует, что речь идет о его голове, ему самому будет просто обидно использовать ее вполсилы.

Пнд 11 Мар 2013 18:48:19
>>44783731
пиздуй отседова, невежда

Пнд 11 Мар 2013 18:50:54
>>44785195
Вот и пиздуй.


← К списку тредов