Карта сайта

Это автоматически сохраненная страница от 30.08.2013. Оригинал был здесь: http://2ch.hk/b/res/54435071.html
Сайт a2ch.ru не связан с авторами и содержимым страницы
жалоба / abuse: admin@a2ch.ru

Птн 30 Авг 2013 17:10:54
Оценочная зависимость
Узнаем отчего же мы выросли хиккарями.

Комплекс отличника и оценочная зависимость

[Комплекс отличникаk, как правило, формируется в связи со слишком завышенными требованиями к ребенку в семье. Родители всегда хотят, чтоб их чадо было самым лучшим, причем во всех сферах деятельности, что уже само по себе вряд ли возможно. А ребенок, стараясь доставить родителям радость (а иногда от страха порицания) лезет из кожи вон, чтобы соответствовать этим, по сути искаженным, требованиям. Со временем человек настолько вживается в навязанную ему роль, что даже при отсутствии [оценщикаk, уехав далеко от родителей и построив свою жизнь, он продолжает ставить перед собой завышенные требования. Ведь глубоко в подсознании уже отложилась крамольная мысль: любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших.

Все, за что берется [отличникk, должно быть выполнено на высшем уровне. Любой провал воспринимается как катастрофа и повод для самоедства. Хуже всего, когда необоснованно высокие требования человек предъявляет не только себе, но и окружающим, стараясь все выстроить по некому [высшему стандартуk. Несоответствие близких этому стандарту причиняет "отличнику" невыносимую боль и приводит к разочарованию в людях. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы.

Такой [отличникk не признает ни за собой, ни за другими права на ошибку, и поэтому панически боится неудач.
Но так как идеального в реальном мире не существует, то следующим шагом зачастую является разочарование в устройстве мира и в человечестве в целом. А если на это накладываются личные неудачи, то из подавленного состояния очень сложно выйти. Ведь основная проблема состоит в том, что люди с таким комплексом не умеют [падатьk. А ведь, как гласит мудрость, [не стыдно упасть, стыдно не поднятьсяk.

Часто перфекционистами становятся дети, родители которых дарили им тепло и любовь не безусловно (просто потому, что они есть), а за хорошее поведение, отличные отметки в школе и т.д. В итоге человек стремится постоянно достигать наивысших результатов, считая, что только так может заслужить любовь и признание близких ему людей. А любая ошибка становится трагедией и серьезно портит настроение, снижает самооценку.

А когда молодой специалист от преподавателей приходит к работодателям - он сталкивается с тем, что тут как раз все наоборот. Что в социуме, построенном по принципу иной иерархии, работодатель чаще всего совсем не заинтересован оценивать подчиненного повыше. Ведь всем известно, что "я начальник - ты дурак"; а вот "я начальник, ты умный" звучит даже где-то оскорбительно для начальника :) И подчас работодатель, подспудно стараясь остаться все-таки на более высокой позиции, чем подчиненный (особенно если самому работодателю его фактическая позиция не дает ощущения иерархического превосходства, и он пытается добрать это за счет унижения подчиненных), заинтересован ЗАНИЗИТЬ оценку своему работнику. И даже за отличную работу не поставить отлично, условно говоря. Таким образом для человека, зависящего от оценок, причем только от оценок отличных, подобное становится шоком. И он частенько решает, что "это он сам, оказывается, такой глупый и ничего не знает"

Вообще человек с комплексом отличника любое замечание в свой адрес, особенно с его позиции неаргументированное, воспринимает болезненно. Ему хочется отойти подальше, свернуться в комочек и больше ничего не делать Иными словами, в качестве защитной реакции подчас возникает апатия - как одна из составляющих депрессии, а там уже и сама депрессия недалека.


Птн 30 Авг 2013 17:11:25
И в любом случае "судьбообразующим компонентом" становится отличная оценка, похвала, поглаживание. Вокруг этого строится весь остальной модус жизни. Человек на самом деле либо вообще ничего не делает, находясь в апатии (чтобы случайно не ошибиться и не нарваться на неприятности), либо делает что-то исключительно в расчете на актуального оценщика, чтобы он поставил "отлично". Подчас даже унижаясь перед ним или как минимум терпя какие-то личные неудобства.

Так что говоря о комплексе отличника, в первую очередь приходится говорить о комплексе жизненного ориентирования на оценку, на похвалу - чтоб всегда был оценщик, который похвалит. Причем обратите внимание: не восхитится (как чем-то его самого, оценщика, превосходящим), не поаплодирует (как чаще всего равный равному) - именно ПОХВАЛИТ с позиции СВЕРХУ ВНИЗ. То есть еще одна существенная проблема комплекса отличника - подверженной такому комплексу личности нужен не просто оценщик, но еще и оценщик-Родитель, который бы оценивал его именно с позиции вышестоящего.
Этот комплекс таким образом тормозит и карьерный, и социальный, и какой-либо еще рост личности. В общем так или иначе, "отличники в учебе", практически никогда не бывают "отличниками и даже хорошистами в жизни".

Можно понять, почему на социофобию жалуются в основном подростки и молодые люди (16-24 года). Скорее всего это те, у кого, скажем так, амбиции больше возможностей: бессознательно они чувствуют, что на ту высоту, которую они себе наметили, им не запрыгнуть, поэтому надо готовить этому какое-то оправдание - как для себя, так и для наиболее актуального социума. Тем более часто им в силу юношеской импульсивности хочется запрыгнуть туда СРАЗУ.
К примеру, заканчивает такой молодой человек институт (а то и школу), а дальше сталкивается с тем, что теперь ему надо НАЧИНАТЬ делать карьеру, если он хочет подняться вот так высоко, как он себе напланировал. Причем начинать, как понятно, с "относительных низов"; а он хочет "сразу наверх". В поисках той или иной работы ему надо бы побегать, потрудиться, причем далеко не сразу его на какое-то место возьмут! А он к тому, что где-то ему дадут от ворот поворот (причем еще и в нескольких местах подряд, что тоже бывает) - не готов. Более того, вероятность и частота "от ворот поворотов" увеличивается пропорционально увеличению амбиций молодого человека, не подкрепленных его возможностями и способностями.
Если у человека есть логическое мышление - тогда он поймет, что "всё и сразу", как в известной рекламе, направленной именно на молодежь, в реальной жизни ему нигде не дадут: придется подниматься постепенно. Причем иногда доведется и упасть, скатившись на несколько ступенек вниз, а потом встать и далее подниматься снова. Вот такой человек, все это понимающий и принимающий, социофобией страдать не будет.
А тот, кто думает "вот приду получать работу, для которой у меня еще нет ни умения, ни опыта, ни способностей - и мне ее сразу дадут" - тот закономерно "потерпит неудачу". А так как изначально настроился ТОЛЬКО на положительный результат, повторять свою попытку не будет: слишком болезненно будет то, первое разочарование Вот тогда он действительно будет со временем уже невротически бояться повторить попытку еще и еще раз: "Потому что там мне все равно откажут". Конечно, откажут, если претензии все еще неадекватны способностям! И такие отказы будут следовать с завидной регулярностью.
А в результате этот молодой человек сядет дома на диван и скажет: "Все, не буду я ничего делать, потому что у меня все равно не получится; и никуда не пойду, потому что все равно меня выгонят". Однако подумать, ПОЧЕМУ его выгоняют и почему у него не получается, он не соберется.
Он просто назовет свое нежелание той же "социофобией" и получит определенную индульгенцию на то, чтобы "сидеть и ничего не делать". Но даже если у него формируются страхи, что его оттуда и оттуда турнут - страхи-то эти вполне обоснованы: турнут его непременно, но не потому, что он "как личность никому не нравится", а потому, что его претензии не соответствуют его опыту, уровню образования и прочим вещам. При желании это можно самому оценить реально, но человеку с завышенными амбициями часто это просто не под силу.

И человек в подобной ситуации, как правило, больше всего БОИТСЯ признать обоснованность своих подобных страхов (даже если он эту обоснованность может как-то для себя уяснить). Он БОИТСЯ самому себе сказать: "Я еще не умею общаться с этой средой; мои претензии неадекватны; мне надо достигать всего постепенно, ступенька за ступенькой" И уходя от страха сказать себе все это, он обращается к психотерапевту с просьбой: "Помогите мне избавиться... от социофобии". Причем в контексте выясняется, что "именно так помогите, чтобы я стал всех сильнее, не прикладывая к этому никаких трудов; чтобы все вокруг сразу удовлетворили мои немеряные амбиции, и чтобы я получил всё сразу и без каких-либо усилий с моей стороны".
...И теперь можно точно сказать, какие черты личности становятся источником социофобии. Многие психологи и психотерапевты отмечают, что для этого необходима повышенная тревожность, сиречь психастения. Верно. Но как лишь одна из составляющих, причем не основная! Из "обычного психастеника", даже очень выраженного, социофоб не получится никогда. Застенчивый - получится, и стеснительный тоже, и нелюдимый; но не социофоб! Для развития именно фобии как разновидности невроза в сочетании с психастенией нужна истероидность, причем немаленькая.
То есть должно получиться не просто "я боюсь, что меня не оценят по достоинству", но еще и "а достоинства у меня ВО-О какие, и я хочу, чтобы их вот так высоко и оценили; на меньшее я не согласен". Это не просто страх "боюсь, что мне поставят двойку", а по-другому: "боюсь, что мне НЕ поставят пятерку". И не "если я выйду на сцену, меня непременно освистают", а иначе: "Боюсь, что я выйду на сцену, и там мне ВЕСЬ ЗАЛ НЕ БУДЕТ АПЛОДИРОВАТЬ СТОЯ".
То есть по сути социофобия - это "комплекс отличника", только гипертрофированный и обостренный. Причем "оценка" ожидается не только от тех, кто должен ее ставить непосредственно (от тех же учителей), а от ЛЮБОГО человека, находящегося в поле зрения. И боязнь, что этот любой человек, если вы начнете с ним общаться, не будет вам "аплодировать стоя" - вот это и есть социофобия.

Птн 30 Авг 2013 17:21:11
Я ссаный троечник. Но все равно я с вами.

Птн 30 Авг 2013 17:23:09
>>54435644
Бро.

Птн 30 Авг 2013 17:24:26
>>54435644
Тут не в школьных отметках дело, а в том, что ты постоянно думаешь, что любовь и понимание окружающих нужно заслужить.
Постоянные загоны типа "О, Боже, что же обо мне подумают?" тебе знакомы?
Добро пожаловать!

Птн 30 Авг 2013 17:29:59
>>54435071
Все в точности так.

Птн 30 Авг 2013 17:30:37
>>54435852
Нет.

Птн 30 Авг 2013 17:41:42
Эх, закончил универ, не знаю куда идти теперь, чтоб и по специальности хули ты потратил столько лет на учебу?! и чтоб норм з/п была хули ты отучился в таком то вузе и получаешь как выпускник шараги какой-то?!. Родителям говорю, что уже отправил резюме, а ответа все нет и скорее я им нахуй нужен, а на деле даже не писал его, так как вот как раз боюсь, что после первого отказа, у меня крыша окончательно поедет, и не то, что из квартиры, из комнаты не буду выходить.

Птн 30 Авг 2013 17:57:31
>>54436803
Привет, бро, на кого отучился?

Птн 30 Авг 2013 18:13:54
>>54437637

Инженер по специальности Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов лол, взял диплом и переписал это оттуда, что на деле я должен делать смутно представляю, но нам объяснили что у нас очень все обширно, а не узкий профиль

Птн 30 Авг 2013 18:16:28
>>54438450
Короче ты инженер, дальше первого слова читать не будут, базарю.

Птн 30 Авг 2013 18:26:36
Разрывался в детстве между быдло-стайл образом жизни, который у меня не очень получался, хотя всё окружение подстёгивало к этому, и между хиккованием - чтением, музыкой, видеоиграми, различными хобби.

Не жалею.


← К списку тредов